Психологическое сопровождение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сенсорных модулей, позволяют педагогам комплексно и профессионально воздействовать на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы ребенка приемами сказко- и игротерапии, релаксации и импровизации. Способствует появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию эмоциональной и познавательной сферы, помогают предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.
Основные цели – развитие познавательной сферы и сенсорного развития, коррекция нежелательных личностных особенностей детей.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.
Сеансы в сенсорной комнате направлены на:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снятие негативных эмоций и состояний;
- снижение двигательного тонуса;
- снятие зрительного напряжения после лечения;
- формирование навыков саморегуляции;
- стимуляцию зрительных и тактильных ощущений;
- активацию различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- снижение уровня тревожности, агрессивности, коррекцию страхов;
- развитие фантазии и воображения;
- развитие двигательной активности;
- создание психологического комфорта.
Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Оборудование сенсорной комнаты в ДОУ.
· сухой бассейн (позволяет ребенку удовлетворить потребность в гармоничных движениях, стимулирует поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения);
· интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой и двумя зеркалами (внутри колонны воздушные пузырьки, и разноцветные рыбки, работа воздушно-пузырьковой колонны успокаивает, умиротворяет, снимает стресс и напряжение, различные цвета и оттенки подсветки концентрируют внимание, развивают зрительную память и восприятие);
· гимнастический мат;
· матрас-кресло с гранулами (комфортабельный, мягко поддерживает и принимает форму тела, хорошо подходит для отдыха и наблюдением за воздушно-пузырьковой колонной);
· сухой душ (набор шелковых разноцветных лент, которые спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом; разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве; за «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира);
· проектор;
· музыкальный центр;
· тактильная дорожка (для развития чувствительности, тренировки навыков ходьбы и массажа ног, укрепления голеностопного сустава и предотвращения появления продольного и поперечного плоскостопия; способствует развитию координации движений);
· кубики Кооса «Сложи узор» (модульная дидактика.Кубики служат для исследования пространственного воображения, конструктивного мышления. Обследуемый должен обнаружить способность перенесения зрительного образа с карточки-образца на определенную конструкцию, которую он в ином масштабе воссоздает из цветных кубиков.);
· компьютер с лицензионным программным обеспечением;
· светильник «Вращающийся шар» (развивает воображение, способствует релаксации);
· центр спокойных игр (способствует развитию познавательных процессов: мышления, внимания, памяти; координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, восприятия, воображения, что способствует развитию когнитивной сферы);
· зеркальный шар (создает «волшебную» атмосферу, способствует развитию воображения, релаксации);
· набор «Узнай звук» (развивает умение дифференцировать звуки, положительно влияет на развитие слуховых анализаторов);
· набор тактильных шариков; и др.
Ребятам очень нравится заниматься в нашей "ВОЛШЕБНОЙ КОМНАТЕ".